Билет № 5
1. Меры безопасности
при проведении занятий по лыжной подготовке.
Травмы
во время занятий по лыжной подготовке могут случаться травмы при движении по
узким лесным дорогам, на обледенелых склонах, на снегу, покрытом коркой, в
местах, где мало снега, где растет кустарник и торчат пни, камни. Возможны
также отморожения лица, рук и ног. Во время лыжной подготовки следует выполнять
следующие правила безопасности:
— при поломке или порче лыжного снаряжения,
которую невозможно устранить в пути, сообщить об этом учителю и с его
разрешения двигаться к лыжной базе (учебному заведению);
— при первых признаках обморожения, а также
при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю;
— при получении травмы немедленно оказать
пострадавшему первую помощь, сообщить о случившемся администрации школы и
родителям, при необходимости доставить в ближайшую больницу;
— при падении на спуске нужно быстро
подняться и освободить трассу;
— при вынужденном падении безопаснее падать
на бок в сторону;
— при оказании первой помощи при
обморожении необходимо внести пострадавшего в теплое помещение, чтобы исключить
повторное обморожение.
2. Какие признаки различной степени утомления вы знаете и что надо делать, если это уже случилось?
Утомление - это временное снижение работоспособности,
вызванное выполнением физических упражнений и отрицательно влияющее на быстроту
и качество освоения новых упражнений. Утомление наступает:
-
когда нагрузка не соответствует состоянию организма
-
во время болезни проходит тренировка
-
полностью нет выздоровления
-
нарушение спортивного режима
-
физическое перенапряжение
Утомление
умственное физическое.
понижение продуктивности интеллектуального снижение работоспособности,
труда,
ухудшение памяти, нет сосредоточения
физическое уменьшение силы
мышц, ухудшение
координации движений.
При физическом утомлении наблюдается изменение в сердце
Степени
утомления
Ø Небольшое утомление. Жалобы на состояние здоровья.
Дыхание учащенное, но ровное. Умеренная потливость и небольшое покраснение
кожи. На протяжении всего занятия сохраняется правильная координация движений.
После занятий хорошее настроение, ощущение бодрости.
Ø Значительное утомление (переутомление I степени).
Одышка. Значительное покраснение кожи. Большая потливость. Жалобы на усталость,
боль в мышцах и суставах. При выполнении упражнений некоторое нарушение
координации. Восстановление дыхания и частоты пульса происходит замедленно.
Ø Резкое переутомление (переутомление II степени).
Нарушение координации движений. Жалобы на боль в мышцах, головная боль, иногда
тошнота и рвота. Поверхностное дыхание через рот. Резкое покраснение или
побледнение кожи. Подавленное состояние.
Как предупредить физическое утомление?
- правильно подбирать дозировку нагрузок
- чередование
упражнений, связанных с напряжением и расслаблением
-
выполнять приемы самоконтроля – измерять пульс
-
консультироваться у врача
Понятие «утомление» тесно связано с понятием
«выносливость». Главным условием развития выносливости является работа до
утомления. Если человек всегда прекращает занятия физическими упражнениями еще
до того, как возникло утомление, то он выносливым не станет. Поэтому небольшое
утомление допустимо и необходимо. В случаях переутомления I или II степени надо
обратиться к учителю или врачу.
3. Раскройте механизм воздействия физкультминуток на динамику общей работоспособности человека в течение дня. Выполните комплекс упражнений физкультминутки.
Традиционные
физкультминутки проводятся во время уроков с целью снятия утомления. Проведение
физкультминуток прежде всего благотворно влияет на восстановление улучшенной
работоспособности учащихся, повышает эмоциональный настрой, снижает статические
нагрузки, предупреждает тем самым нарушение осанки, усиливает обмен веществ в
организме, повышает внимание. Физкультминутки проводятся на 20-25 минуте от начала урока. Физкультминутка
проводится в течение 1—2 мин.
В подборе упражнений для физкультминутки надо
руководствоваться следующим: упражнения должны в основном охватывать крупные
мышечные группы и быть простыми по выполнению. Наиболее целесообразно проводить
их, когда появляются первые признаки утомления: снижается активность,
нарушается внимание и т. п. Упражнения выполняются сидя и стоя. Каждый комплекс
состоит из 3—5 упражнений, повторяемых
по 4—6 раз. В комплексах рекомендуется использовать потягивание, наклоны
туловища впереди назад, полуприседы и приседы с различными движениями руками.
1. Физкультминутки (ФМ) для
улучшения мозгового кровообращения
а). Исходное положение - сидя
на стуле.
1-голову наклонить вправо;
2-исходное положение;
3-голову наклонить влево;
4-исходное положение;
5-голову наклонить вперёд,
плечи не поднимать; 6-исходное положение.
Повторить 3-4 раза.
б).
Исходное положение - стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо;
2-исходное положение;
3-поворот головы налево;
4-исходное положение.
Повторить 4-5 раз.
2. Физкультминутки (ФМ) для снятия утомления с
плечевого пояса и рук.
а). Исходное положение -
стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую
вверх;
2-переменить положение рук.
Повторить 3-4 раза.
б). Исходное положение - сидя
или стоя. Кисти тыльной стороной на
поясе.
1 -2 - свести локти вперёд,
голову наклонить вперёд;
3-4-локти назад, прогнуться.
Повторить 5-6 раз.Затем руки
вниз и потрясти ими расслабленно.
в).
Исходное положение - сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак;
2-разжать кисти.
Повторить 6-8 раз. Затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти
кистями. Темп средний.
3. Физкультминутки для снятия напряжения с мышц
туловища,
а). Исходное положение - стойка, ноги врозь,
руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в
одну сторону;
4-6-круговые движения тазом в
другую сторону;
7-8 - руки вниз и
расслабленно потрясти кистями.
Повторить 4-6 раз. Темп средний,
б). Исходное положение -
стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая
рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх;
3-4 - исходное положение;
5-8-то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп
средний.