Билет № 21
1. Почему занятия
физической культурой оказывают положительное влияние на формирование качеств
личности (смелости, воли, инициативности и терпимости)?
Занимаясь спортом, физическими упражнениями человек
не только развивает и совершенствует свои физические возможности, но и
формирует у себя такие качества как смелость, терпимость, воля, инициативность.
Эти качества приобретаются в процессе занятий физкультурой и спортом, когда
человек стремиться развивать себя гармонически и всесторонне, старается вести
здоровый образ жизни, пытается преобразовать или изменить свое тело. В ходе занятий
физическими упражнениями и спортом возникают определенные трудности, которые способствуют
развитию волевых черт характера. Выполняя сложные спортивные
упражнений, приходиться проявлять волевые усилия, преодолевать усталость,
сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней
среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соблюдать
установленный режим дня. Все эти положительные качества формируют не только
физически культурного человека, но и целостную личность, всесторонне и
гармонично развитую. Кроме того, физкультура и спорт помогают противостоять
вредным привычкам: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Самый простой
пример, выполнение утренней гимнастики. Требует от человека дисциплины, силы
воли, последовательности в действиях. Человек воспитывает сам себя, проявляя
упорство, самостоятельность, т.е. проявляет свои личностные качества. Другой
пример, идя в турпоход приходится нести тяжелый рюкзак, проходить большие
расстояния, ночевать в лесу – все это предъявляет человеку повышенные
требование, а в ответ человек усваивает отдельные качества личности.
2. С какой целью проводится
самонаблюдение, и что оно в себя включает?
С точки зрения физической культуры и спорта – самонаблюдение – это регулярный контроль спортсмена за состоянием своего здоровья и физическим развитием и их изменениями под влиянием занятий физической культурой и спортом. Самонаблюдение не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему. Самонаблюдение позволяет спортсмену оценивать эффективность тренировки, следить за состоянием своего здоровья, выполнять правила личной гигиены, общий и спортивный режим, а так же помогают тренеру и врачу анализировать методику проводимой тренировки, сдвиги в состоянии здоровья и функциональном состоянии организма. Самоконтроль необходимо вести регулярно каждый день во все периоды тренировки, а также во время отдыха. Самонаблюдение состоит из простых, общедоступных приемов.
Самонаблюдение
/
\
субъективные показатели
объективные
показатели
самочувствие, сон,
аппетит, настроение, вес, пульс, динамометрия, ЖЕЛ
работоспособность, болевые ощущения
Для ведения
дневника самоконтроля необходима небольшая тетрадь, которую следует разграфить по показателям
самонаблюдения и датам. Учет данных проводится спортсменом самостоятельно, однако
на первых этапах
вести дневник самонаблюдения
спортсмену помогает тренер.
В дальнейшем он
должен периодически проверять,
как осуществляется спортсменом
самоконтроль и ведение дневника.
Примерный дневник самоконтроля
Показатель Число, месяц,
год, время дня
ЧСС
утром лежа, за 15 с 14
ЧСС
утром стоя, за 15 с 18
Разница
пульса
4
Масса
тела до тренировки 70,4
Масса
тела после тренировки 69,8
Боли
в мышцах
в икрах
Потоотделение
умеренное
Болевые
ощущения
нет
Работоспособность
высокая
Жалобы
нет
Самочувствие
хорошее
Сон
хороший, 8,5 ч
Аппетит
нормальный
Настроение
бодрое
Желание
тренироваться
большое
Нарушение
спортивного режима нет
Ваши
записи в дневнике помогут вам построить наиболее рациональный режим
тренировочных занятий. Если тренировка построена правильно, то спортивные результаты
повышаются.
3.
Составьте правила соревнований с использованием одного из упражнений школьной
программы. Раскройте особенности организации и проведения этого соревнования.
Правила соревнований – это
официальный документ, в котором указываются условия и порядок проведения
соревнований, права и обязанности судей, участников, организаторов.
Определяется характер соревнований: личные, командные, лично-командные.
Указывается возраст участников, порядок попуска, спортивная форма, состав
судей, виды упражнений, оборудование, инвентарь.
Правила соревнований в беге на
1.Место проведения, оборудование, инвентарь
Соревнования по бегу
проводятся на специальных легкоатлетических стадионах с оборудованными
дорожками. На летних стадионах обычно 8-9 дорожек. Ширина : дорожки
В качестве обуви спортсмены
используют специальные беговые туфли – шиповки, обеспечивающие хорошее
сцепление с покрытием. Соревнования по бегу проводятся практически в любую
погоду.
2. Правила забегов
На старте спортсмены занимают
свои позиции согласно жребию. При команде "«на старт» " занимают
места у стартовой линии или в колодках (спринт). При команде "«внимание»
" готовятся к старту и должны прекратить всякое движение (особенно важно в
спринте). Команду "марш" даёт стартер выстрелом стартового пистолета
или отмашкой флажком с голосовой командой. Каждый спортсмен должен иметь нагрудный
номер. Костюм участника состоит из майки и трусов или спортивного костюма. При
повторном фальстарте спортсмен дисквалифицируется.
В ходе бега спортсмены не
должны мешать друг другу. Выигрывает тот спортсмен который первым пересекает
линию финиша.
При большом количестве
участников старты проводятся в несколько забегов
*
При этом в финальных забегах участвуют 8 спортсменов
Для регистрации результатов в беге на
3. Участники соревнований
Участники соревнований
делятся на 3 группы:
- младшая группа 11-12 лет
- средняя группа 13-14 лет
- старшая группа 15-17 лет
4. Права и обязанности участников и тренеров
- каждый участник должен
знать правила соревнований
- обращаться к судьям может
только тренер
- участники соревнований не
имеют права: оспаривать решения судей, делать замечания в адрес судей, влиять
на решение судей, оскорбительно выражаться в адрес судей и участников
5. Награждение
Победители в каждой возрастной группе награждаются грамотой и ценным подарком